От джинглов до поп-хитов: искусственный интеллект пишет музыку

person access_time31-12-2017, 20:09 visibility994 chat_bubble_outline0

Искусственный интеллект создает музыку

Благодарю Дмитрия Пономарева за эту статью, публикую от первого лица.

ЛОНДОН. Патрик Стоббс не так давно сидел в нашей комнате для переговоров и проигрывал песни на своем смартфоне. Он хотел продемонстрировать, что его стартап Jukedeck — вершина музыкального прогресса.

Мелодия звучала как саундтрек к видеоигре из 1980-х. “Вот где мы были два года назад”, — немного смущенно сказал он. “А вот где мы сейчас”, — произнес он далее, включив нежную фортепианную мелодию. Она была незамысловата и навязчиво меланхолична, но мелодия вполне могла сгодиться в качестве фоновой музыки для, допустим, рекламы страховой компании.

Стоббс не написал эту музыку сам и не заказал ее у приглашенного композитора. Jukedeck использует искусственный интеллект для написания музыки. Их компьютеры прощупывают инструменты, как искусственные нервные системы, созданные по образу и подобию мозга, что позволяет машинам учиться в процессе, как детям. Эти проекты не вызывают особого беспокойства среди музыкантов, по крайней мере, пока.

“Наша система все еще в пеленках. Она изучила музыку не очень глубоко”, — говорит Стоббс, сразу же выражая надежду на прогресс Jukedeck: “Но нет такого закона физики, который бы гласил, что компьютер не может достичь уровня человека”.

Написание музыки машинами не ново. В 1950-х композитор Леджарен Хиллер использовал компьютер в работе над сюитой для струнного квартета «Иллиак» (расшифровывается как Illinois Automatic Computer), первым музыкальным произведением, созданным компьютером.

С того времени бесчисленное множество ученых пыталось продвинуться в этом направлении. Некоторые стартапы стараются заработать, используя ИИ для написания самой разной музыки от джинглов до потенциальных поп-хитов. Jukedeck, к примеру, продает треки всем, кому нужна музыка для видео, игр или рекламы. Использование одного трека обойдется огромной компании всего в $21,99 – лишь малая доля того, что пришлось бы потратить на услуги приглашенного музыканта. Стоббс отказался раскрыть количество уже проданных треков, но сказал, что британское подразделение Coca-Cola платит за ежемесячную подписку.

Промышленные гиганты не остаются в стороне. В июне Google Brain анонсировала проект Magenta, имеющий целью создание компьютерами «привлекательной и художественной» музыки, наполненной сюрпризами. На данный момент его попытки не приблизились к заявленному.

В сентябре принадлежащая Google британская ИИ-компания DeepMind также поделилась результатами своего эксперимента, проведенного забавы ради. DeepMind загрузила образцы фортепианной музыки в свою систему WaveNet, генерирующую звук, например, речь. Система, не обладая никакими знаниями о природе музыки, использовала изначальные звуковые дорожки для создания 10-секундных отрезков, напоминающих авангардный джаз. IBM также запустила исследовательский проект под названием Watson Beat, при помощи которого музыканты смогут менять стиль своих работ на, к примеру, «арабский» или «зловещий».

У компании Jukedeck интересная история. Стоббс основал ее совместно с композитором Эдом Ньютон-Рексом в 2012 году, когда им было по 25 лет. Они выступали в хоре школы при кембриджском Королевском Колледже, после чего Ньютон-Рекс продолжил изучать музыку в Университете Кембриджа. Там он узнал, что искусственный интеллект способен писать музыку. После окончания учебы молодые люди составили хоровой ансамбль из двух человек (по словам Стоббса, «ужасная идея») и собирались организовать студию звукозаписи. Но в 2010 году Ньютон-Рекс посетил лекцию по информатике в Гарварде, где училась его девушка. По описанию из лекции программирование показалось не очень сложным, и Ньютон-Рекс, вспомнив свои прежние опыты в создании музыки при помощи ИИ, решил совместить эти занятия и приступил к основанию Jukedeck уже во время полета домой.

Схема работы Jukedeck включает загрузку сотен музыкальных произведений в искусственные нейросети, которые анализируют их, чтобы изучить вероятность следования одной ноты за другой, аккордовую последовательность и другие закономерности. Нейросети со временем учатся составлять подобные композиции, которые затем воспроизводятся при помощи специальной программы. Существуют разные нейросети для разных стилей от фолка до «корпоративного» — прилизанного электронного звука, который мы слышим на деловых конференциях. Компания лишь недавно начала экспериментировать с искусственными нейронными сетями и для воспроизведения композиций, а не только для их написания. Это должно сделать получившиеся треки более естественными и разнообразными – в общем, более живыми.

Другие компании, работающие над созданием музыки ИИ, в основном, вовлекают музыкантов в процесс более прямым образом. Парижская лаборатория компьютерных наук Sony, например, считает участие музыкантов жизненно необходимым для своего проекта Flow Machines, финансируемого Европейским исследовательским советом.

По словам директора лаборатории Франсуа Паше, цель проекта заключается в том, чтобы научить компьютер писать поп-хиты. “Большинство людей, работающих над таким ИИ, концентрировались на классической музыке, но я всегда был убежден, что написать короткую, запоминающуюся мелодию – более сложная задача”, — говорит он: “Притягательная песня по сути – редкий и хрупкий объект. Она срабатывает лишь когда все ее составляющие идеальны: мелодия, гармония, голос, одежда исполнителя, разговоры вокруг нее. Еще никому не удавалось смоделировать все это, и я хочу решить эту проблему”.

Главная система Flow Machine работает аналогично Jukedeck: компьютер анализирует записи – от Beatles до танцевальных хитов – с целью научиться писать свои собственные. Впрочем, получившийся результат затем безвозмездно передается музыкантам, которые могут по своему усмотрению использовать, изменить или отбросить его (переговоры со звукозаписывающими компаниями на предмет условий выпуска подобных записей продолжаются).  “Музыканты дают чувство контроля”, — говорит Паше: “Машины не знают, почему они хотят создавать музыку. У них нет никакой цели, никакой страсти”.

Паше заявил, что около 20 исполнителей уже поработали с системой, а некоторые даже сыграли песни, написанные с ее использованием, на недавнем концерте. Он добавил, что находится в процессе переговоров с несколькими известными группами, включая инди-коллектив Phoenix, чтобы те ее опробовали, и первые альбомы будут выпущены уже в этом году.

Музыканты, по всей видимости, обожают эту систему. “Я бы никогда не написал такую песню без нее”, — говорит Матье Педюпэн, французский музыкант, выступающий под псевдонимом Lescop: “Она привела меня в место, в которое сам я добраться бы не смог”. Он говорит, что это напоминает работу с партнером по группе. Педюпэн смеется: “Что же это за певец, который слушает своих музыкантов? Поэтому большинство предложений системы я таки отвергаю”.

Паше и Lescop соглашаются, что вряд ли слушатели когда-либо смогут полностью принять написанную компьютером музыку. “Слушатели должны влюбляться в музыкантов. Нельзя влюбиться в компьютер”, — говорит Lescop.

Основатели Jukedeck не так уверены в этом

Ньютон-Рекс рассчитывает, что искусственный интеллект изменит наше звуковое восприятие, особенно если компьютеры со временем научатся понимать музыку настолько, чтобы в реальном времени реагировать на наши действия – например, когда мы играем или выходим на пробежку. “Записанная музыка великолепна, но она статична. Когда мы играем на компьютере, Ханс Циммер не сидит рядом с нами, сочиняя музыку. Я думаю, что системы, умеющие реагировать на происходящее, будут значительной частью музыки будущего”.
tagsКлючевые слова
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Другие статьи

Исправляем ошибку установки обновлений Windows 10

Исправляем ошибку установки обновлений Windows 10

persons_moryachok access_time01-мар-2024

Windows 10 — это уже не самая новая операционная система от Microsoft, но иногда пользователи

Сброс сетевых настроек Windows - командная строка

Сброс сетевых настроек Windows - командная строка

persons_moryachok access_time01-мар-2024

Сетевые проблемы могут быть очень раздражающими и влиять на нашу работу и повседневную жизнь. В

Добавить комментарий

Комментарии (0)